Лучшие мобильные игры года

Ну что ж, пора. Встречайте долгожданное подведение итогов: лучшие мобильные игры 2012 года. Список, разумеется, не полный, но окончательный. Появились возражения, дополнения или просто захотелось обложить авторов трехэтажной словесной конструкцией? Добро пожаловать в комментарии.

Содержание: Игра года / RPG года / Endless runner года / Приключение года / Tower Defense года / Аркада года / Разочарование года / Стратегия года / Шутер года / Головоломка года / Порт года / Многопользовательская игра года

 

догоняющие

Punch Quest

См. номинацию “endless runner года” – совершенно гениальная штуковина ручной выделки.

Nihilumbra

Оригинальнейшая головоломка с философским подтекстом.

1. Игра года

Waking Mars

[Обзор]

Начнем с того, что это единственная игра, которая мне в этом году снилась. Waking Mars дарит игроку удивительные переживания: что-то подобное испытываешь, когда – ну, не знаю – впервые смотришь режиссерский дебют сына Дэвида Боуи “Луна 2112″.

Главный герой – астронавт, который путешествует по марсианским пещерам и занимается озеленением красной планеты. Единственна ниточка, связывающая его с остальным человечеством – редкие сеансы связи с научной станцией. Вскоре они прерываются, и тогда мы остаемся наедине с собой, необычными растениями и искусственным интеллектом со странным чувством юмора.

Ничего подобного на мобильных платформах мы еще не видели – ни в этом году, ни до. Предыдущая игра Tiger Style Games тоже слабо вписывалась в привычные жанровые определения – там мы брали на себя роль паука, ловящего мух в давно заброшенном поместье. Но Waking Mars – работа совсем иного качества, впечатляющий прыжок вперед. “Космическая Одиссея 2001″ для мобильных платформ, если вы понимаете, о чем я. Одна из главных переживаний года.

2. RPG года

Knights of Pen&Paper

[Обзор]

Behold Studios выскочила неожиданно, как чертик из табакерки: чтобы сделать остроумный симулятор настольной ролевой игры, надо обладать не только прямыми руками и определенным талантом, но и хорошим запасом самоиронии; удивительно, что обладатели всех этих достоинств внезапно обнаружились в Бразилии.

Я прошел Knights of Pen&Paper вдоль и поперек два раза, и страшно представить, сколько у меня это заняло времени. Самое страшное – я готов сделать это снова, с совершенно другим набором персонажей и классов. Совершенно удивительная и при том редкая штуковина, результат кропотливой ручной работы. От настоящим гиков – таким же гикам.

При этом, что важно, игра обладает не таким уж высоким (например, по сравнению с совсем уж хардкорной Organ Trail) порогом входа. Конечно, если вы хотя бы раз кидали двадцатигранные кубики в тесном прокуренном помещении, вам будет гораздо проще разобраться в происходящем – но это, в общем, необязательно.

При этом разработчики обещают каждые несколько месяцев выпускать для KoP&P по новому сюжетному дополнению, и от этой мысли становится захватывающе и страшно одновременно. Потому что очень хочется посмотреть и другие выдуманные пиксельные миры – но как тогда найти в расписании время для других игр?

догоняющие

Saturday Morning RPG

Удивительно свежая и оригинальная ролевая игра, целиком выстроенная на отсылках к сетке передач американского телевидения 80-х годов.

Horn

В теории – новый культ и чуть ли не главная причина купить в этом году iPad; на практике – просто хорошая, но далекая от идеала ролевая игра. Линейная, но совершенно чудесная и атмосферная волшебная сказка.

Неожиданностью года стала выпущенная компанией Mail хардкорная однопользовательская RPG Juggernaut: Revenge of Sovering. Для компании, специализирующейся на ММО, это нетипичный шаг, взглянул на нее слегка иными глазами, с нетерпением ожидаю продолжения этой истории.
Александр Барышников директор по развитию Gamer.ru

3. Endless Runner года

догоняющие

TheEndApp

“Бегущий человек” в постапокалиптическом антураже – ничего кардинально нового, но оторваться решительно невозможно.

Into The Dead

Взгляд на жанр с неожиданной стороны: бег по кукурузным полям с видом от первого лица. Зомби прилагаются.

Punch Quest

[Обзор]

С авторами Punch Quest приключилась довольно-таки типичная для 2012 года история: создатели блестящей ролевой игры Mage Gauntlet обратили внимание в сторону модели freemium, выпустили отличную по всем меркам игру, сделав ее к тому же бесплатной, но недостаточно хорошо просчитали монетизацию. Результат – огромное количество скачиваний и сомнительный финансовый успех. Один из сооснователей RocketCat Games в нашем материале, посвященном итогам года, признается, что не стоило им быть такими щедрыми.

Все это, впрочем, не отменяет того, что Punch Quest – гениальный представитель своего жанра, лучший в этом году. Он заставляет пользователя концентрироваться не на утомительных прыжках через пропасти, а мордобое с участием орков, гигантских ос-переростков и динозавров. Плюс большое количество весьма специфического юмора.

Всего этого оказалось достаточно, чтобы завоевать наше сердце раз и навсегда. Продолжительность одной игровой сессии не превышает пары минут (идеально для поездок в метро), но общее количество проведенного за Punch Quest времени с легкостью растягивается до многих часов. У игрока всегда есть желание начинать игру заново – чтобы установить рекорд, выполнить очередное задание, разблокировать новый спецприем.

Остается только пожелать RocketCat Games в новом году полного финансового благополучия. Они этого заслуживают.

4. Приключение года

Nihilumbra

[Обзор]

Достаточно сказать, что Nihilumbra – единственный не только за рассматриваемый период, но и вовсе на нашей памяти случай – позволяет игроку полностью отождествиться с частицей абсолютной пустоты. Философская история, рассказанная с использованием закадрового нарратива, в виде аркадной головоломки – нетривиальная заявка на победу.

Это, конечно, особенное приключение – история пустоты, мечтающей стать чем-то большим. Для взаимодействия с окружающим миром она использует набор красок, меняющий свойства поверхностей. Красный – огонь, голубой – лед, коричневый – земля, и так далее. С помощью этого нехитрого инструментария испанцы из Beautifun Games реализовывают сложные пазл-конструкции: игра, в стандартном режиме проходящаяся за пару часов, в многократно усложненном void mode заставляет ломать извилины на первых же уровнях.

Отличный, в общем, сюрприз.

догоняющие

Lili

Захватывающая история свержения тоталитарной власти на магическом острове.

The Room

Сборник головоломок, обернутый в атмосферу леденящего ужаса.

5. Tower Defense года

догоняющие

Kingdom Rush

Эталонный tower defense с орками, гоблинами, магией и тонной всяческого контента.

Anomaly Korea

Неожиданный взгляд на жанр под другим углом: очень здорово.

Fieldrunners 2

[Обзор]

Приличных игр в жанре tower defense за последние двенадцать месяцев было столько, что для перечисления не хватит пальцев одной руки. Как выбрать из всего этого мнообразия лишь одну? Выведем за скобки все жанровые эксперименты и малоприличные (см. Spice Bandits) заигрывания с моделью free-to-play, оставим в покое фэнтези-тематику (сколько можно?!) – останется, в общем, одна Fieldrunners 2.

С какой стороны ни подойди – идеальный сиквел, равных которому в прошедшем году не было. Его создатели не спешили, а медленно, шаг за шагом, полировали игру до состояния шедевра. Версия для iPad заставила обладателей Retina-дисплеев искать челюсть где-то в районе пола При этом в игре не было никаких – во всяком случае, в первые несколько месяцев существования проекта – внутриигровых покупок: только честная игра, только хардкор.

Единственный tower defense за обозримый период, не только прочно обосновавшийся на наших iPad, но и запускаемый как минимум раз в неделю.

Если измерять важность игр в потраченных часах, то Subway Surfers, безусловно, моя игра года. Поездки в транспорте, рабочие перерывы, досуг – в течение пары месяцев игра заполняла все свободные минуты и покушалась на сон. Это технически безупречный бесконечный бег – когда вы пройдете все миссии, Subway Surfers станет игрой чистого навыка, победит самый умелый. Важный момент: покажите игру друзьям, и пусть они включатся в соревнование – так у Subways Surfers откроется второе дыхание.
Егор Антоненков постоянный автор AppsManiac.ru

6. Аркада года

Mikey Shorts

[Обзор]

Всю прелесть Mikey Shorts распознаешь далеко не сразу: простые (на первый взгляд) уровни, отзывчивое управление, забавный маленький человечек в шортах с серьезными возможностями кастомизации внешности – и что? После чего втягиваешься так, что выпускать iPhone из рук не хочется как минимум две недели.

Совершенно идеальные уровни – компактные ровно настолько, чтобы средняя продолжительность игровой сессии составляла минуту-полторы. Огромное количество стимулов переигрывать каждую локацию заново – чтобы собрать все монеты, найти тайник, улучшить время прохождения, наконец. Наконец – маленький, но неожиданный финт разрабтчиков – здесь нельзя умереть. Раскиданные по уровням роботы  всего лишь замедляют нашего персонажа, не причиняя ему никакого вреда. Разработчики (завсегдатаи форумов TouchArcade.com, решившие сделать Аркаду Своей Мечты) заставляют игрока концентрироваться лишь на прохождения, а не выживании.

При всем своем кажущемся примитивизме Mikey Shorts могла бы стать для платформы iOS тем же, чем Марио – для консолей Nintendo: абсолютной классикой на все времена. Этого не произошло. Но как минимум титула “аркада года” игра заслуживает без вопросов.

догоняющие

Rayman Jungle Run

Однокнопочная аркада, нарисованная так, что аниматоры Disney нервно курят в сторонке.

Angry Birds Star Wars

Лучшее, что когда-либо случалось со “злыми птичками”.

7. Разочарование года

догоняющие

Bladeslinger Ep.1

Ковбои + монстры + стимпанк + чудовищное управление + чересчур активное использование In-App Purchases.

Borderlands Legends

Жалкое недоразумение, не имеющее ничего общего с оригинальной Borderlands.

Ravensword 2

[обзора не было]

Оригинальная Ravensword вышла в 2009 году. Тогда, если вы помните, на рынок только вышел iPhone 3GS, iPad еще не анонсировали, мобильные игры в целом казались бледными копиями “взрослых” проектов. На этом фоне амбициозная ролевая игра от Crescent Moon Games смотрелась здорово: дурацкий сюжет, идиотские диалоги, примитивная боевая система – зато “честный” открытый мир в полноценном 3D.

Прошло три года. Что мы видим в долгожданном сиквеле? Дурацкий сюжет, идиотские диалоги, примитивную боевую систему, честный открытый мир в полноценном 3D.

Несерьезно. Как будто не изменилось ничего – кроме характеристик айфона и айпэда, которые теперь позволяют выдавать умопомрачительную картинку в 2048х1536 пикселей. Нам пришлось заставлять себя играть в Ravensword 2 через силу, только для того, чтобы написать рецензию – и все равно мы не смогли выдавить из себя ничего цензурного. К сожалению, это по-прежнему очень плохая, хоть и очень красивая игра. Но время, когда еще можно было делать скидки на происхождение проекта, давно закончилось.

8. Стратегия года

Hunters 2

[Обзор]

Оригинальные Hunters брали каким-то очень правильным сочетанием возможностей и баланса: это был бессюжетный набор миссий, которые было очень интересно переигрывать по десятку раз. В этом плане вторая часть – практически идеальный сиквел. Все то же самое, но в многократно увеличенном объеме. Хотели полноценную сюжетную линию? Получите и распишитесь. Новые классы? Пожалуйста. Для пущей схожести с культовой серией X-Com не хватало пришельцев? Добро пожаловать на таинственную планету, населенную агрессивными тварями. И так далее.

Раз в сутки движок Hunters 2 выдает очередной набор сгенерированных заданий – поэтому возвращаться к игре до сих пор, спустя девять месяцев после выхода, хочется снова и снова.

Сейчас Rodeo Games активно работают над мобильной игрой во вселенной Warhammer. Мы спокойны: франшиза оказалась в надежных руках.

догоняющие

Total War Battles

Несколько проще, чем PC-версия, но не менее увлекательно.

Autumn Dynasty

Изумительный пример грамотного применения тач-управления в играх.

9. Шутер года

догоняющие

Minigore 2

“Большая резня бензопилой” в мультяшной стилистике – так же здорово, как и первая часть.

Sky Gamblers: Storm Raiders

Нереально красивый аркадный авиасимулятор.

Modern Combat 4: Zero hour

[Обзор]

Выбор предсказуем – но что поделать? Ничего более грамотно, профессионально и качественно сделанного, нежели очередное продолжение франшизы Modern Combat, на мобильных платформах в этом году не было. Глупо отрицать невероятно быстрый прогресс Gameloft как издателя и разработчика – имея за своими плечами репутацию знатного “производителя клонов”, компания быстро выбилась в производителей высокобюджетных игр AAA-класса.

Собственно, Zero Hour – самое яркое свидетельство этого прогресса. Да, происходящее на экране напоминает все известные науке шутеры за последние 10 лет, но все это оформлено так, что не подкопаешься. Большие открытые пространства. Дикое количество спецэффектов в каждом кадре. При этом любоваться виртуальными красотами некогда – пользователя держат в напряжении и развлекают самыми изощренными способами, заставляя действовать то от лица “хороших парней”, то террористов, пересаживаться за руль техники, прятаться от града пуль – и заниматься еще сотней не менее увлекательных вещей.

К своей четвертой итерации серия Modern Combat наконец подошла к тому, что в нее можно играть без какого-либо стыда – к своему совершенному удовольствию.

Bio Crisis прошла незамеченной, а между тем это один из самых увлекательных экшенов этого года – старый с виду, но с явными заимствованиями из Gears of War и Splinter Cell. Игра быстро прижимает к стенке и отсеивает слабаков – естественный отбор здесь работает поразительно хорошо.
Егор Антоненков постоянный автор AppsManiac.ru

10. Головоломка года

10000000

[Обзор]

Если бы у нас тут в числе прочих была номинация на самую чудовищно выглядящую игру года, 10000000 также заняла бы одно из первых мест. Потому что долго смотреть на эти пиксельные, нарисованные будто левой ногой, картинки, конечно, нельзя. Главная же ирония заключается в том, что человек, явно не обладающий даже минимальным художественным вкусом, умудрился сделать наиболее притягательную головоломку года.

Несмотря на отталкивающую внешность, 10000000 – не такой уж и сложный, но притягательный гибрид ролевой игры и пазла в жанре match-3. Игровое поле заполнено изображениями мечей, щитов и прочей фэнтези-атрибутики. Поменяйте порядок расположения иконок так, чтобы в одном ряду оказалось более трех одинаковых картинок – и миниатюрный пиксельный человечек в верхней части экрана произведет соответствующее действие. Например, ударит противника. Или вскроет сундук с сокровищами. Или замахнется на дракона. И так – до бесконечности, то есть, до его смерти.

В прошедшем году мы видели множество разнообразных гибридов ролевых игр и казуальных головоломок, но эта затягивает похлеще всех остальных, вместе взятых.

догоняющие

Bad Piggies

Взгляд на извечное противостояние злых птичек и зеленых свиней с неожиданной стороны.

Girls Likes Robots

Гениальный пазл, целиком построенный на штампах про американских старшеклассников.

11. Порт года

догоняющие

Baldur’s Gate Enchanced Edition

Одна из лучших ролевых игр на планете, бережно перенесенная на iPad.

GTA: Vice City

Не слишком аккуратный, но сохранивший атмосферу оригинала порт на мобильные платформы.

Bastion

[Обзор]

Если вы, как и мы, впервые ознакомились с этой потрясающей ролевой игрой именно в iPad-версии, дополнительные объяснения здесь не требуются. Это… потрясающий опыт, который каждый (слышите? каждый!) должен пережить сам. Словами все это не передать: проще всего охарактеризовать  Bastion как “Diablo в японском стиле”, но это будет в корне неправильно. На самом деле, перед нами – грандиозный эксперимент в области рассказывания историй.

Каждый шаг нашего персонажа комментируется закадровым голосом: в какой-то момент тон рассказчика меняется, заставляя игрока подозревать Неладное. И действительно, история воссоздания мира, разнесенного на островки-осколки, в середине повествования оборачивается трагедией с нешуточными страстями. Вкрадчивый голос берет игрока за горло цепкой хваткой и не отпускает до самого финала – в числе прочего запоминающегося, пожалуй, самой трогательной сценой из виденных нами когда-либо в видеоиграх.

И все это – с нездешним качеством продакшена. Первые же звуки музыки вызывают желание отправляться в iTunes Store за саундтреком, а нарисованные вручную пейзажи хочется распечатать в большом формате и повесить на стену. Плюс, конечно, идеальное управление: отказ от геймпада проходит безболезненно. Через десять минут игры начинаешь искренне недоумевать, как в это можно было играть без использования сенсорного экрана.

Без двух минут “игра года”; единственное, что удержало нас от включения Bastion в главную номинацию – это все-таки порт с XBLA.

Главным моим открытием стало то, что прямые порты с ПК на планшет получаются не особо ухватистыми. Чтоб получилось хорошо, нужна адаптация по всем фронтам, от картинки до управления. Наверное, именно поэтому захайпленной Baldur’s Gate Enhanced Edition я предпочту Knights of Pen & Paper, а вместо Carmageddon буду давить пешкодралов в Earn to Ride.
Александр Барышников директор по развитию Gamer.ru

12. Многопользовательская игра года

N.O.V.A. 3

[Обзор]

Наверное, как-то не очень правильно отдавать победы сразу в нескольких номинациях шутерам от одного разработчика. Особенно если обе игры начиналиь когда-то как низкобюджетные копии популярных консольных блокбастеров. Но будем с вами честны: никакая другая многопользовательская игра не доставила нам последние 12 месяцев столько удовольствия, сколько баталии с другими игроками в N.O.V.A. 3.

К онлайн-составляющей этого фантастического шутера можно предъявить массу претензий по части баланса: чего стоит одно только наличие джетпака, позволяющего забираться со снайперской винтовкой в самые отдаленные уголки любой карты. Но к черту придирки, баланс и вообще поиски каких-либо смыслов. N.O.V.A.3 – это концентрированный fun; не особо осмысленное веселье без конца и края. Огромные уровни. Управляемая боевая техника вроде огромных человекоподобных роботов. Специальный режим игры, в котором каждый участник оснащается смертоносной винтовкой с прицелом.

Хотя джетпаки мы все равно ненавидим.

догоняющие

Letterpress

Прекрасно оформленные дуэли на составление слов из рассыпанных по полю букв.

Time Geeks&Friends

Что-то вроде интерактивной версии популярного книжного развлечения “Where’s Wally?”, очень весело.

 фото: LincolnBlues

 

  • http://www.facebook.com/sergey.zaytsef Sergey Zaytsev

    В этом году довольно много ездил. И в каждой поездке играл всегда в Ski Safari. Ни разу не надоела, играть все интереснее и интереснее. Для меня это игра года.

  • voohjaaz

    Спасибо за сайт! Вы лучшие в сегменте обзоров игр для ios, android. Остальные слишком ангажированы, скажем так ) Благодаря Вам узнал некоторые классные игры, которых не было в топе в русском апсторе. Еще раз спасибо!

    • Roland1580

      спасибо, приятно ) оставайтесь на связи!