
Ну что ж, пора. Встречайте долгожданное подведение итогов: лучшие мобильные игры 2012 года. Список, разумеется, не полный, но окончательный. Появились возражения, дополнения или просто захотелось обложить авторов трехэтажной словесной конструкцией? Добро пожаловать в комментарии.
Содержание: Игра года / RPG года / Endless runner года / Приключение года / Tower Defense года / Аркада года / Разочарование года / Стратегия года / Шутер года / Головоломка года / Порт года / Многопользовательская игра года
догоняющие
См. номинацию “endless runner года” – совершенно гениальная штуковина ручной выделки.
Оригинальнейшая головоломка с философским подтекстом.
1. Игра года
Waking Mars
Начнем с того, что это единственная игра, которая мне в этом году снилась. Waking Mars дарит игроку удивительные переживания: что-то подобное испытываешь, когда – ну, не знаю – впервые смотришь режиссерский дебют сына Дэвида Боуи “Луна 2112″.
Главный герой – астронавт, который путешествует по марсианским пещерам и занимается озеленением красной планеты. Единственна ниточка, связывающая его с остальным человечеством – редкие сеансы связи с научной станцией. Вскоре они прерываются, и тогда мы остаемся наедине с собой, необычными растениями и искусственным интеллектом со странным чувством юмора.
Ничего подобного на мобильных платформах мы еще не видели – ни в этом году, ни до. Предыдущая игра Tiger Style Games тоже слабо вписывалась в привычные жанровые определения – там мы брали на себя роль паука, ловящего мух в давно заброшенном поместье. Но Waking Mars – работа совсем иного качества, впечатляющий прыжок вперед. “Космическая Одиссея 2001″ для мобильных платформ, если вы понимаете, о чем я. Одна из главных переживаний года.
2. RPG года
Knights of Pen&Paper
Behold Studios выскочила неожиданно, как чертик из табакерки: чтобы сделать остроумный симулятор настольной ролевой игры, надо обладать не только прямыми руками и определенным талантом, но и хорошим запасом самоиронии; удивительно, что обладатели всех этих достоинств внезапно обнаружились в Бразилии.
Я прошел Knights of Pen&Paper вдоль и поперек два раза, и страшно представить, сколько у меня это заняло времени. Самое страшное – я готов сделать это снова, с совершенно другим набором персонажей и классов. Совершенно удивительная и при том редкая штуковина, результат кропотливой ручной работы. От настоящим гиков – таким же гикам.
При этом, что важно, игра обладает не таким уж высоким (например, по сравнению с совсем уж хардкорной Organ Trail) порогом входа. Конечно, если вы хотя бы раз кидали двадцатигранные кубики в тесном прокуренном помещении, вам будет гораздо проще разобраться в происходящем – но это, в общем, необязательно.
При этом разработчики обещают каждые несколько месяцев выпускать для KoP&P по новому сюжетному дополнению, и от этой мысли становится захватывающе и страшно одновременно. Потому что очень хочется посмотреть и другие выдуманные пиксельные миры – но как тогда найти в расписании время для других игр?
догоняющие
Удивительно свежая и оригинальная ролевая игра, целиком выстроенная на отсылках к сетке передач американского телевидения 80-х годов.
В теории – новый культ и чуть ли не главная причина купить в этом году iPad; на практике – просто хорошая, но далекая от идеала ролевая игра. Линейная, но совершенно чудесная и атмосферная волшебная сказка.
3. Endless Runner года
догоняющие
“Бегущий человек” в постапокалиптическом антураже – ничего кардинально нового, но оторваться решительно невозможно.
Взгляд на жанр с неожиданной стороны: бег по кукурузным полям с видом от первого лица. Зомби прилагаются.
Punch Quest
С авторами Punch Quest приключилась довольно-таки типичная для 2012 года история: создатели блестящей ролевой игры Mage Gauntlet обратили внимание в сторону модели freemium, выпустили отличную по всем меркам игру, сделав ее к тому же бесплатной, но недостаточно хорошо просчитали монетизацию. Результат – огромное количество скачиваний и сомнительный финансовый успех. Один из сооснователей RocketCat Games в нашем материале, посвященном итогам года, признается, что не стоило им быть такими щедрыми.
Все это, впрочем, не отменяет того, что Punch Quest – гениальный представитель своего жанра, лучший в этом году. Он заставляет пользователя концентрироваться не на утомительных прыжках через пропасти, а мордобое с участием орков, гигантских ос-переростков и динозавров. Плюс большое количество весьма специфического юмора.
Всего этого оказалось достаточно, чтобы завоевать наше сердце раз и навсегда. Продолжительность одной игровой сессии не превышает пары минут (идеально для поездок в метро), но общее количество проведенного за Punch Quest времени с легкостью растягивается до многих часов. У игрока всегда есть желание начинать игру заново – чтобы установить рекорд, выполнить очередное задание, разблокировать новый спецприем.
Остается только пожелать RocketCat Games в новом году полного финансового благополучия. Они этого заслуживают.
4. Приключение года
Nihilumbra
Достаточно сказать, что Nihilumbra – единственный не только за рассматриваемый период, но и вовсе на нашей памяти случай – позволяет игроку полностью отождествиться с частицей абсолютной пустоты. Философская история, рассказанная с использованием закадрового нарратива, в виде аркадной головоломки – нетривиальная заявка на победу.
Это, конечно, особенное приключение – история пустоты, мечтающей стать чем-то большим. Для взаимодействия с окружающим миром она использует набор красок, меняющий свойства поверхностей. Красный – огонь, голубой – лед, коричневый – земля, и так далее. С помощью этого нехитрого инструментария испанцы из Beautifun Games реализовывают сложные пазл-конструкции: игра, в стандартном режиме проходящаяся за пару часов, в многократно усложненном void mode заставляет ломать извилины на первых же уровнях.
Отличный, в общем, сюрприз.
5. Tower Defense года
догоняющие
Эталонный tower defense с орками, гоблинами, магией и тонной всяческого контента.
Неожиданный взгляд на жанр под другим углом: очень здорово.
Fieldrunners 2
Приличных игр в жанре tower defense за последние двенадцать месяцев было столько, что для перечисления не хватит пальцев одной руки. Как выбрать из всего этого мнообразия лишь одну? Выведем за скобки все жанровые эксперименты и малоприличные (см. Spice Bandits) заигрывания с моделью free-to-play, оставим в покое фэнтези-тематику (сколько можно?!) – останется, в общем, одна Fieldrunners 2.
С какой стороны ни подойди – идеальный сиквел, равных которому в прошедшем году не было. Его создатели не спешили, а медленно, шаг за шагом, полировали игру до состояния шедевра. Версия для iPad заставила обладателей Retina-дисплеев искать челюсть где-то в районе пола При этом в игре не было никаких – во всяком случае, в первые несколько месяцев существования проекта – внутриигровых покупок: только честная игра, только хардкор.
Единственный tower defense за обозримый период, не только прочно обосновавшийся на наших iPad, но и запускаемый как минимум раз в неделю.
6. Аркада года
Mikey Shorts
Всю прелесть Mikey Shorts распознаешь далеко не сразу: простые (на первый взгляд) уровни, отзывчивое управление, забавный маленький человечек в шортах с серьезными возможностями кастомизации внешности – и что? После чего втягиваешься так, что выпускать iPhone из рук не хочется как минимум две недели.
Совершенно идеальные уровни – компактные ровно настолько, чтобы средняя продолжительность игровой сессии составляла минуту-полторы. Огромное количество стимулов переигрывать каждую локацию заново – чтобы собрать все монеты, найти тайник, улучшить время прохождения, наконец. Наконец – маленький, но неожиданный финт разрабтчиков – здесь нельзя умереть. Раскиданные по уровням роботы всего лишь замедляют нашего персонажа, не причиняя ему никакого вреда. Разработчики (завсегдатаи форумов TouchArcade.com, решившие сделать Аркаду Своей Мечты) заставляют игрока концентрироваться лишь на прохождения, а не выживании.
При всем своем кажущемся примитивизме Mikey Shorts могла бы стать для платформы iOS тем же, чем Марио – для консолей Nintendo: абсолютной классикой на все времена. Этого не произошло. Но как минимум титула “аркада года” игра заслуживает без вопросов.
догоняющие
Однокнопочная аркада, нарисованная так, что аниматоры Disney нервно курят в сторонке.
Лучшее, что когда-либо случалось со “злыми птичками”.
7. Разочарование года
догоняющие
Ковбои + монстры + стимпанк + чудовищное управление + чересчур активное использование In-App Purchases.
Жалкое недоразумение, не имеющее ничего общего с оригинальной Borderlands.
Ravensword 2
[обзора не было]
Оригинальная Ravensword вышла в 2009 году. Тогда, если вы помните, на рынок только вышел iPhone 3GS, iPad еще не анонсировали, мобильные игры в целом казались бледными копиями “взрослых” проектов. На этом фоне амбициозная ролевая игра от Crescent Moon Games смотрелась здорово: дурацкий сюжет, идиотские диалоги, примитивная боевая система – зато “честный” открытый мир в полноценном 3D.
Прошло три года. Что мы видим в долгожданном сиквеле? Дурацкий сюжет, идиотские диалоги, примитивную боевую систему, честный открытый мир в полноценном 3D.
Несерьезно. Как будто не изменилось ничего – кроме характеристик айфона и айпэда, которые теперь позволяют выдавать умопомрачительную картинку в 2048х1536 пикселей. Нам пришлось заставлять себя играть в Ravensword 2 через силу, только для того, чтобы написать рецензию – и все равно мы не смогли выдавить из себя ничего цензурного. К сожалению, это по-прежнему очень плохая, хоть и очень красивая игра. Но время, когда еще можно было делать скидки на происхождение проекта, давно закончилось.
8. Стратегия года
Hunters 2
Оригинальные Hunters брали каким-то очень правильным сочетанием возможностей и баланса: это был бессюжетный набор миссий, которые было очень интересно переигрывать по десятку раз. В этом плане вторая часть – практически идеальный сиквел. Все то же самое, но в многократно увеличенном объеме. Хотели полноценную сюжетную линию? Получите и распишитесь. Новые классы? Пожалуйста. Для пущей схожести с культовой серией X-Com не хватало пришельцев? Добро пожаловать на таинственную планету, населенную агрессивными тварями. И так далее.
Раз в сутки движок Hunters 2 выдает очередной набор сгенерированных заданий – поэтому возвращаться к игре до сих пор, спустя девять месяцев после выхода, хочется снова и снова.
Сейчас Rodeo Games активно работают над мобильной игрой во вселенной Warhammer. Мы спокойны: франшиза оказалась в надежных руках.
догоняющие
Несколько проще, чем PC-версия, но не менее увлекательно.
Изумительный пример грамотного применения тач-управления в играх.
9. Шутер года
догоняющие
“Большая резня бензопилой” в мультяшной стилистике – так же здорово, как и первая часть.
Нереально красивый аркадный авиасимулятор.
Modern Combat 4: Zero hour
Выбор предсказуем – но что поделать? Ничего более грамотно, профессионально и качественно сделанного, нежели очередное продолжение франшизы Modern Combat, на мобильных платформах в этом году не было. Глупо отрицать невероятно быстрый прогресс Gameloft как издателя и разработчика – имея за своими плечами репутацию знатного “производителя клонов”, компания быстро выбилась в производителей высокобюджетных игр AAA-класса.
Собственно, Zero Hour – самое яркое свидетельство этого прогресса. Да, происходящее на экране напоминает все известные науке шутеры за последние 10 лет, но все это оформлено так, что не подкопаешься. Большие открытые пространства. Дикое количество спецэффектов в каждом кадре. При этом любоваться виртуальными красотами некогда – пользователя держат в напряжении и развлекают самыми изощренными способами, заставляя действовать то от лица “хороших парней”, то террористов, пересаживаться за руль техники, прятаться от града пуль – и заниматься еще сотней не менее увлекательных вещей.
К своей четвертой итерации серия Modern Combat наконец подошла к тому, что в нее можно играть без какого-либо стыда – к своему совершенному удовольствию.
10. Головоломка года
10000000
Если бы у нас тут в числе прочих была номинация на самую чудовищно выглядящую игру года, 10000000 также заняла бы одно из первых мест. Потому что долго смотреть на эти пиксельные, нарисованные будто левой ногой, картинки, конечно, нельзя. Главная же ирония заключается в том, что человек, явно не обладающий даже минимальным художественным вкусом, умудрился сделать наиболее притягательную головоломку года.
Несмотря на отталкивающую внешность, 10000000 – не такой уж и сложный, но притягательный гибрид ролевой игры и пазла в жанре match-3. Игровое поле заполнено изображениями мечей, щитов и прочей фэнтези-атрибутики. Поменяйте порядок расположения иконок так, чтобы в одном ряду оказалось более трех одинаковых картинок – и миниатюрный пиксельный человечек в верхней части экрана произведет соответствующее действие. Например, ударит противника. Или вскроет сундук с сокровищами. Или замахнется на дракона. И так – до бесконечности, то есть, до его смерти.
В прошедшем году мы видели множество разнообразных гибридов ролевых игр и казуальных головоломок, но эта затягивает похлеще всех остальных, вместе взятых.
догоняющие
Взгляд на извечное противостояние злых птичек и зеленых свиней с неожиданной стороны.
Гениальный пазл, целиком построенный на штампах про американских старшеклассников.
11. Порт года
догоняющие
Baldur’s Gate Enchanced Edition
Одна из лучших ролевых игр на планете, бережно перенесенная на iPad.
Не слишком аккуратный, но сохранивший атмосферу оригинала порт на мобильные платформы.
Bastion
Если вы, как и мы, впервые ознакомились с этой потрясающей ролевой игрой именно в iPad-версии, дополнительные объяснения здесь не требуются. Это… потрясающий опыт, который каждый (слышите? каждый!) должен пережить сам. Словами все это не передать: проще всего охарактеризовать Bastion как “Diablo в японском стиле”, но это будет в корне неправильно. На самом деле, перед нами – грандиозный эксперимент в области рассказывания историй.
Каждый шаг нашего персонажа комментируется закадровым голосом: в какой-то момент тон рассказчика меняется, заставляя игрока подозревать Неладное. И действительно, история воссоздания мира, разнесенного на островки-осколки, в середине повествования оборачивается трагедией с нешуточными страстями. Вкрадчивый голос берет игрока за горло цепкой хваткой и не отпускает до самого финала – в числе прочего запоминающегося, пожалуй, самой трогательной сценой из виденных нами когда-либо в видеоиграх.
И все это – с нездешним качеством продакшена. Первые же звуки музыки вызывают желание отправляться в iTunes Store за саундтреком, а нарисованные вручную пейзажи хочется распечатать в большом формате и повесить на стену. Плюс, конечно, идеальное управление: отказ от геймпада проходит безболезненно. Через десять минут игры начинаешь искренне недоумевать, как в это можно было играть без использования сенсорного экрана.
Без двух минут “игра года”; единственное, что удержало нас от включения Bastion в главную номинацию – это все-таки порт с XBLA.
12. Многопользовательская игра года
N.O.V.A. 3
Наверное, как-то не очень правильно отдавать победы сразу в нескольких номинациях шутерам от одного разработчика. Особенно если обе игры начиналиь когда-то как низкобюджетные копии популярных консольных блокбастеров. Но будем с вами честны: никакая другая многопользовательская игра не доставила нам последние 12 месяцев столько удовольствия, сколько баталии с другими игроками в N.O.V.A. 3.
К онлайн-составляющей этого фантастического шутера можно предъявить массу претензий по части баланса: чего стоит одно только наличие джетпака, позволяющего забираться со снайперской винтовкой в самые отдаленные уголки любой карты. Но к черту придирки, баланс и вообще поиски каких-либо смыслов. N.O.V.A.3 – это концентрированный fun; не особо осмысленное веселье без конца и края. Огромные уровни. Управляемая боевая техника вроде огромных человекоподобных роботов. Специальный режим игры, в котором каждый участник оснащается смертоносной винтовкой с прицелом.
Хотя джетпаки мы все равно ненавидим.
догоняющие
Прекрасно оформленные дуэли на составление слов из рассыпанных по полю букв.
Time Geeks&Friends
Что-то вроде интерактивной версии популярного книжного развлечения “Where’s Wally?”, очень весело.
фото: LincolnBlues
-
http://www.facebook.com/sergey.zaytsef Sergey Zaytsev
-
voohjaaz
-
Roland1580
-