Сделано в России: On5 games
Этой публикацией мы открываем серию материалов, посвященных успешным разработчикам мобильных игр, которые располагаются в России и прилегающих к ней государствах – иначе говоря, о тех компаниях, чьи проекты App Store выделяет в отдельную категорию “made in Russia”. Редактор делового портала Slon.ru Злата Николаева специально для AppsManiac.ru встретилась с основателями литовской студии On5 Games – авторами “Шарадиума”, недавней Spice Bandits и еще пары замечательных игр.
Три года назад Сергей Столбов из Вильнюса и Егор Шитиков из Минска познакомились на “Лепре” и разговорились о работе. Двое молодых людей решили попробовать свои силы в разработке игр и вместе сделали приложение Charadium (через несколько лет аналогичная игра Draw Something взорвет интернет и будет куплена корпорацией Zynga за $210 млн). Творческий союз на расстоянии в скором времени вырос в компанию On5 – создателя игр для iOS и других мобильных платформ с пакетом удачных, если не сказать больше, игр: Charadium, Quizarium, We Doodle и Spice Bandits, сотрудничеством с ngmoco и британским издателем Chillingo, призом на мобильном конгрессе в Барселоне и другими достижениями. Как построить игровую компанию, общаясь с бизнес-партнерами по Skype и не тратя время на поиски инвестиций?
Все началось с желания сделать игрушку для рисования, пользователи которой могли бы упражняться в собственных художественных способностях и соревноваться: кто рисует лучше? Так родился Charadium – своего рода эксперимент, начатый из любопытства: хотелось пройти полный цикл создания игры для App Store и понять, насколько это может быть интересно как в творческом, так и финансовом плане. Игрой заинтересовался американский издатель ngmoco: сотрудники компании увлеклись рисованием, и быстро сообразили, что им нужна “такая корова” и предложили продать игру.
Первый успех показал правильность выбранного направления. Тогда и началось развитие офиса в Вильнюсе, который стал центром разработки On5. Сейчас там работает около 20 человек.Продав игру ngmoco, On 5 начали работать над ее совершенствованием – и настолько заигрались, что вторая версия приложения вышла всего несколько месяцев назад. А через два месяца в мире неожиданно случился бум Draw Something. По словам ребят, Charadium – их самое любимое детище, поэтому на языке вертится вопрос: не обидно, что кто-то сделал такую же игрушку позже?
“Немного обидно, – отвечает Сергей. – Особенно, если учесть, что Draw Something – это такая упрощенная и сырая версия “Шарадиума”. Они предоставляют только возможность пошаговой игры на двух пользователей, у них очень простые рисовальные инструменты полосочками, и нет никакой соревновательной основы – люди просто перекидываются картинками до бесконечности, ни счетов, ничего. В “Шарадиуме” можно играть одновременно в онлайне, у нас есть пошаговый режим до пяти человек, реальный challenge для пользователей, хорошие инструменты рисования, история картинок. Все, что душа пожелает. Судя по всему, для Draw Something решающими факторами успеха стали хорошее очевидное название, их начальная аудитория из Facebook, и очень простой интерфейс. Мало функционала: просто нажал, и играешь”. Так бывает – важно не только сделать что-то крутое, но и попасть в нужное время и с нужными людьми.
Впрочем, Егор считает иначе: «Лично мне совсем не обидно. Даже наоборот: после того, как выяснилось, что рынок рисовальных игр все-таки может быть массовым, стало ясно, почему Шарадиум в свое время не стал настолько популярен. Так что сейчас мы работаем над ошибками».
У On 5 есть такая история попадания – с игрой Spice Bandits. Это одна из первых игр в жанре tower defence для iOS, работающая, при этом, по freemium-модели. Эту модель Сергей считает очень перспективным для такого рода игр. Для игроков преимущество использования freemium заключается в том, что они могут платить только за то, что им действительно понравилось. С другой стороны, в выигрыше остаются и разработчики: в случае использования in-app purchases средний пользователь тратит больше, чем если бы он просто единоразово заплатил за игру. Классический пример freemium – все еще популярные сегодня “фермы”: люди могут играть бесплатно, но готовы платить, увлекшись игрой и осознав, что вырастить вон ту редиску можно в 10 раз быстрее. “Хочется это, хочется вот тут не ждать, потому что ждать 16 часов, а я буду в самолете, и у меня урожай сгниет – можно заплатить и получить все сразу. И тут раз, и зелье заканчивается. Сначала человек просто играет два дня, а потом думает: ой, да что мне эти 2 доллара? Куплю-ка я зелье”, – так описывает психологические процессы в сознании геймеров г-н Столбов. Однако в Spice Bandits, добавляют разработчики, используется более лояльный к игроку способ монетизации: внутриигровая валюта выдается бесплатно и в довольно больших количествах, но если уж совсем не терпится, можно заплатить реальными деньгами. Что многие и делают.
Spice Bandits, в которой игроки захватывают Землю с помощью инопланетян, Сергей, Егор и их команда выпустили совместно с Chillingo – одним из крупнейших издателей игр для iOS. Британский издатель вышел на On5 сам, заметив предварительные наброски игры на форумах популярного западного ресурса toucharcade.com.
“С играми бывает такое: отличная идея, отличная реализация, но новинку никто не замечает, вообще. Работа с крупным издателем гарантирует, что твой продукт хотя бы заметят. Пользователи видят анонсы, они ждут игру, некоторые люди с новозеландских аккаунтов пытались скачивать ее на сутки раньше”, – рассказывает Сергей.
Сотрудничество с крупными игроками рынка On5 не смущает – договариваясь работать вместе, создатели игр поставили четкое условие: никаких приказов и решений со стороны издателя.. И хотя сотрудники On5 были уверены в том, что они делают, но советами от Chillingo тоже не пренебрегали.
На вопрос о том, кто все-таки придумывает в компании игры, Сергей отвечает, что коллективный разум. Кто-то приходит и говорит “у меня появилась отличная идея, давайте ее реализуем” и, если коллегам задумка кажется интересной, над ней начинают работать.
Команда On 5 интернациональна: в офисе компании в Вильнюсе, в бизнес-центре, переделанном из здания советского учреждения, слышится литовская и русская речь. Многих подрядчиков, например, дизайнеров, находят в интернете удаленно – главное, чтобы человек обладал нужными профессиональными качествами и умел изъясняться по-русски или английски. Офис по московским меркам более чем скромный: из развлечений настольный футбол, из окна – вид на блеклый район Вильнюса с торговым центром и такими же скособоченными бизнес-центрами. Впрочем, в момент написания этой статьи компания уже переезжала в современный бизнес-центр, где собиралась занять большую часть этажа.
Пока On5 не собирается становиться издателями и продавать чужие разработки – потому что создание игр получается у компании, по словам ее основателей, лучше всего. Правда, работают они все-таки не только с играми – в Литве очень мало разработчиков под iOS, в основном, одиночки или крупные международные компании. Поэтому к Сергею приходят и те, кому просто нужно сделать приложение для iPad. Если предложение оказывается интересным, компания не отказывает.
-
Сергей
-
Roland1580
-
Сергей