Неделю назад в Санкт-Петербурге, на форуме Mobile VAS&Apps Conference, собралась половина российских специалистов по разработке и продаже мобильных приложений и другого контента. (по случайному стечению обстоятельств вторая половина в это же время находилась в Москве на конференции Live Mobile!). Главный редактор AppsManiac.ru Станислав Куприянов посетил северное мероприятие и теперь готов поделиться толикой полученной мудрости.

Конференция VAS Forum проводилась в Санкт-Петербурге уже в девятый раз, но впервые к ее названию добавилась приставка “apps”. Тем не менее, именно мобильным приложениям было посвящено 90% выступлений. Именно о них я и расскажу, а про главные тенденции в области внедрения NFC и лучшие на планете земля (по мнению Сергея Руденко из Nokia) телефоны Lumia вы прочитаете где-то еще.

Первая же сессия была посвящена тенденциям российского и мирового рынка мобильных приложений. Майкл Вакуленко из VisionMobile начал с общих слов об изменении правил игры на мобильном рынке: если раньше железо являлось непосредственно источником прибыли, то сегодня устройства в гораздо большей степени становятся инструментом дистрибуции контента. Вся прибыль от индустрии смартфонов пока достается Samsung и Apple, в то время как остальные конкурируют за какие-то жалкие крохи. И если iOS доминирует в high-end сегменте, то Android занимает остальное место – доля других участников рынка неотвратимо снижается.

Карта мобильных торговых путей

Еще интересное: средний заработок разработчика мобильных приложений в России ($2774) выше, чем в Китае ($685), но ниже, чем в Великобритании и США ($3721 и $6255 соответственно). Так что все экстренно переносим разработку в Китай (на самом деле нет).

Доклад Ильи Лаурса из GetJar был посвящен советам по выбору правильной бизнес-модели для вашего приложения, но оказалось, что никакого секрета здесь нет: бесплатные приложения при грамотной монетизации способны принести больше денег, а раскручивать их гораздо проще, нежели платные. Продавать игру за $1-2 вообще бессмысленно, поскольку качественное приложение способно “вытянуть” из пользователя до сотни долларов. Вердикт? В ближайшие 3-5 лет платная бизнес-модель для приложений, скорее всего, исчезнет.

Темой следующего круглого стола снова была заявлена монетизация, продвижение и разработка мобильных приложений, причем в качестве одного из спикеров должен был выступать главный редактор Toucharcade.com Элай Ходапп. Но он, к сожалению, не успел получить российскую визу и ограничился аудиоконференцией. На примере своего ресурса он рассказал о том, как важно для разработчика  поддерживать связь со своим комьюнити пользователей.

Выступление Лионеля Корча с ресурса AppsZoom (раньше – AndroidZoom) лучше всего можно проиллюстрировать слайдом из его же презентации:

Лионель привел убедительные доказательства в пользу того, что обзоры на тематических сайтах действительно влияют на скачиваемость приложений. Исходя из личного опыта appszoom, приложения, на которые есть обзор, скачивают в 4 раза чаще других. Кроме того, люди, прочитавшие рецензию, тратят на странице приложения на 43% меньше времени. Наконец, 80% опрошенных признавались, что меняли свое решение о покупке того или иного приложения, ознакомившись с негативной рецензией

Секция, посвященная мобильным играм, оказалась самой бодрой из всех. По словам Юлии Лебедевой из Nevosoft, отечественный рынок мобильных приложений часто недооценивают, сразу ориентируясь на США и Азию. А это не очень справедливо: по данным AppAnnie, Россия занимает 9-е место в мире по доходам от игр в App Store и 10-е – по скачиваниям. Кроме того, российский App Store – один из самых быстрорастущих в мире, его опережает только японский (со скоростью роста 560%). Динамика выручки с января по апрель 2012 года в России также впечатляет: 20% в Google Play (третье место в мире) и 17% в iOS (второе место).Всего же двадцатка top grossing игр в российских сторах приносят 2,5-3 млн. в месяц.

Как говорится, понятная картинка

Выступление основателя и руководителя RagCat Games я прокомментирую кратко: когда представитель студии с одной-единственной игрой в запасе, выпущенной несколько месяцев назад, рассказывает о “реальном опыте монетизации freemium-игры” – ну, это даже не смешно. Через год, может, и будет о чем послушать, но сейчас можно было пригласить раскрыть тему кого-то гораздо более опытного.

Один из самых интересных докладов озвучил директор по маркетингу компании AIGRIND Михаил Кузьмин. Компания была основана в 2006 году в Калининграде и также имеет за своими плечами всего один, но крутой проект – кросс-платформенную MMORPG Warspear  Online, распространяемую по модели free2play. В игре зарегистрировано 2 млн. человек, и каждый день к ним присоединяется еще 5000. Число платящих игроков составляет 2000 пользователей ежедневно. Главная неожиданность – распределение платформ: среди игроков 38% владельцев Android, 37% – Symbian OS (!), 22% – Windows Mobile (!!). Владельцы “айфонов”, видимо, играют во что-то другое: таких среди аудитории Warspear Online всего 2%.

"Наша игра достаточно популярна среди школьников, так что мы подрываем систему образования"

Еще один любопытный факт: 46% всех денег компания до сих пор получает через SMS-платежи. Вообще Михаил дал много дельных советов, сводящихся к тому, что “если вы любите деньги, то дадите пользователю максимальное количество способов их потратить”. Рекомендуется использовать офферволлы типа TapJoy и Flurry, проводить какие-то внутриигровые ивенты и аукционы (желательно каждый день), часто выпускать обновления, и т.п.  Кроме того, компания советует делать ставку на Android. Symbian – единственная причина, по которой Warspear Online популярная в странах третьего мира, но сегодня ориентироваться на эту OS уже поздно: число ее пользователей неуклонно падает.

Последовавший за этим круглый стол с участием Артура Малосиева (iPhones.ru), Дмитрий Мартынова (Google), Александра Зверева (Яндекс) и еще пары человек явно относился к категории “юмор”. Эксперты нехотя отвечали на банальные вопросы типа “вы заметили, что за последний год приложений стало больше?” и “какого жанра вы бы стали делать игру?”. Представитель “Яндекса” в какой-то момент произнес “вы знаете, меня пиарщики ко встрече готовили, но я бумажку потерял” – это, в общем, все, что вам надо знать о качестве дискуссии.

Второй день был посвящен уже гораздо более привычным для VAS Forum темам – конкретным платежным решениям, технологиям и т.п. Обо всем этом, я уверен, вам расскажет кто-то другой.

  • Ник

    AIGRIND Михаил Кузьмин А сколько % играет с РС?