[one_third]

[/one_third]

[two_third_last]

Колумнисты :: Елизавета Муратова :: elizaveta-muratova.ru

[box name="Info"]

В одной из серий “Южного парка” всех охватило увлечение Guitar Hero : дошло до того, что люди по клацанью кнопок узнавали мелодии. Вряд ли такую популярность обретут приложения-симуляторы музыкальных инструментов, но South Park на то и South Park, чтобы быть гиперболой.

[/box]

[/two_third_last]

Распространенность подобных приложений на смартфонах и планшетах, попадавших мне в руки, сравнима с тем, что почти у всех дома было пианино. Помните эти черные расстроенные инструменты в каждой второй квартире? Их использовали как подставки под вазы, как элемент декора, как что угодно, кроме штуковины для извлечения звуков. Но если пианино не так просто выбросить (во-первых, оно доставалось, во-вторых, это нарушило бы целостность интерьера), то удалить приложение всегда можно несколькими касаниями. И все же эти приложения есть.

Первое, что приходит в голову: господи, каким малодушным мудаком нужно быть, чтобы в трезвом уме играть собачий вальс на айфоне. И в этом много правды. Музыка всегда была неотъемлемой составляющей искусства, культурного наследия. А искусство – это только святость, только хардкор. Да, современность накладывает отпечаток: любая пошлость, глупость, даже пустота может быть маркирована как искусство, если всех об этом предупредить. Но давайте будем честными хорошими людьми: говно можно подкрасить и добавить ароматизаторов, получится говно со вкусом клубничного варенья. Считать это клубничным вареньем или нет, и в каких целях употреблять – личное дело каждого. Но мы сейчас о настоящем клубничном варенье из клубники. Думаю, понятна метафора моя неглубокая.

Каждый раз, когда вы пытаетесь сыграть Бетховена на айфоне, где-то умирает котенок

Так вот, такие приложения делают роль демиурга более доступной: в некоторых из них можно записать сыгранное.. И поползет оно по соцсетям, засоряя информационное пространство и карму своего создателя. Все, не нужно больше учиться, не нужна нотная грамота, не нужно экономить на обедах, чтобы купть аппаратуру для звукозаписи. Вступить в ряды музыкантов стало не сложнее, чем стать мусульманином: произносишь три раза что-то как-то, ты принят. Даже никуда ходить не нужно. Такая простота прикосновения и принятия участия в прекрасном девальвирует ценность этого прекрасного. Ну то есть, Бах, конечно, ага. И Моцарт еще, слышали. А еще мой приятель Вася, в соседнем подъезде живет, тоже вот композитор.

Доступность и простота создания породили тысячи и десятки тысяч бессмертных текстов и фотографий, которым лучше было бы не рождаться. Именно благодаря таким горе-демиургам в приличном обществе просто неприлично говорить, что ты фотограф. Потому что каждый второй – фотограф. Каждый первый при этом – ну почти журналист, в блоге пришет. Приложения-симуляторы гитары или фортепиано кладут под ту же гильотину музыку.

Но есть нюанс, как говорилось в том анекдоте. В том, что, кладя под гильотину один инструмент, можно получить другой. Появление фотографии, особенно пленочной – когда стало возможно тиражировать снимки – казалось, погребло живопись. Тогда так казалось. Оказалось же, что погребена потоковая портретная живопись, она действительно умерла как жанр. Потоковая живопись к искусству отношение имеет очень опосредованное. Да, есть шедевры, но сколько было создано до изобретения фотографии картин, которые нельзя вешать в Лувре. Нельзя, потому что мухи отдельно, котлеты отдельно.

Упрощение инструментария порождает бурлящие потоки продуктов мыслеиспускания падких до творчества бездарей. Но именно в них, в этих потоках, обнаруживаются золотые песчинки.

Мы живем в потрясающее, замечательное время рождения новых инструментов, мы можем позволить себе роскошь искать золотые песчинки среди произведений, созданных в мобильных приложениях. Нужно только соблюдать правила предосторожности, чтобы не захлебнуться говном.









  • Amel

    Приложения – симуляторыигрыначемтотам существуют уже не год, не два и не пять. И что- то музыка при этом никуда не девалась. Ну сбацает что-то человек в Virtual Piano, к нему что, на концерты люди пойдут? Или ценители прекрасного с негодованием сожгут диски с Лондонским симфоническим оркестром, выкачивая “хыт” данного творца из Сети? Неужели вообще хоть кто- то относится к подобным экзорсисам серьезно? Тот же Guitar Hero – игра, удовольствие, это понимает любой человек, который держал в руках настоящую гитару. И от ее существования музыка Хендрикса менее интересной не становится.

  • Михаил Кузьмин

    Проблема стоит давно, с тех пор как компьютеры стали достаточно сообразительны для использования в качестве синтезаторов. Сходные аргументы выдвигались в холиваре между сторонниками железных синтезаторов и компьютерных VST плагинов (в наших краях принято воровать VST, а не покупать). Но я вижу суть проблемы в другом. Чтобы твои творения были услышаны широко (и реально могли что-то улучшить или ухудшить в мировой гармонии), нужно некое упорство. Без упорства быстро будет заброшен даже самый лучший инструмент, а с упорством — он будет раздобыт, если потребуется (а потребуется; понятно, что при серьëзных амбициях айфоновской пианинки будет мало). Так что лично для меня основной вопрос в том, чтобы упорство было подкреплено талантом, а не лезло в уши со своим тынц-тынц из всех щелей. Это уже не проблема доступности инструментов, так что корень зла вижу не в ней :-)