Невыносимая экзистенциальность бытия. И котики
Колумнисты :: Елизавета Муратова :: elizaveta-muratova.ru
Игра Nyan Cat: Lost in Space намекает нам на невозможность сойти с круга бытия или – для оптимистов – экзистенциальной спирали.
Геймплей кажется простым до неприличия: все, что нужно делать – бежать по пирожным, есть мороженое и не провалиться куда-то вниз. Осуществить это можно, нажимая в любую точку экрана. Иногда – нажимая дважды для более длинного прыжка. Котик при этом остается практически на месте, меняется только фон. Уже в одной только этой детали можно разглядеть метафоричное описание жизни среднего пользователя приложения. На вопрос “как дела?” каждый из нас может рассказать о мороженом в прошлые выходные. Самые успешные собрали пару бонусов в виде кристаллов за последние полгода. В целом же “все по-прежнему”. Котик продолжает бежать на протяжении всей игры, оставляя радужный след; мы, в общем-то, тоже.
Наигравшись в прыганье и потребление углеводов, можно заметить, что разумное прыганье приносит плоды погуще: собирая бутылки с цветными этикетками в определенном порядке, на время получаешь дополнительные навыки: умение magnet-nyan, например, позволяет притягивать все объекты, находящиеся поблизости. Это, в общем, тоже хорошая метафора, описывающая человека общества потребления. Правда, на мой взгляд, это еще и хорошая ирония, связанная с разными бутылками: alcohol improves my foreign languages, как говорю я в барах.
Методом проб и ошибок находишь множество разнокалиберных бонусов, работающих на разный результат: кому дистанцию пробежать побольше, кому очков заработать, кому монет собрать. Все как в жизни в общем: у одних – кресло ЗамМинКультуры, у других – Porsche Cayenne, у третьих – пятеро детей.
Вырисовывается параллель, не заметить которую невозможно: сначала ты просто бегаешь, затем бегаешь осмысленно. Задроты вроде меня начинают обходить стороной манящие и дымящиеся косячки и подбирать таблетки, чтобы бежать быстрее. Внезапно оказывается, что возможностей в игре, казавшейся сначала простой даже в рамках постмодернового минимализма смыслов, не так уж мало: можно, собрав монеты, активировать на какое-то время gold-nyan, и количество набранных за игру баллов станет просто неприлично высоким. За те же монеты можно купить появление в игре монет более высокой ценности. Тут уже приходится определяться, какую стратегию выбрать: игра “во все ворота” оказывается непродуктивной по всем фронтам.
Поиграв какое-то время, игра приобретает индивидуальные черты, возможность поменять скины доливает масла в огонь: у меня на смартфоне розовая кошечка в шапке с заячьими ушами бегает по розовому няшному миру, ест сине-красные таблетки и собирает золото. Тот факт, что индивидуальность не теряется в тривиальности, а тривиальность провоцирует индивидуализацию, безусловно, является знаком времени хипстера: сборно-разборной конструкции, собирающей себя из того, что предложено производителем. Как не вспомнить бессмертное творение музпрома про “я его слепила из того, что было”. Формат искусства-конструктора только обретает свои черты, но то, что он станет важнейшим уже скоро – не оставляет сомнений. Возможность конструировать себя, мир своей кошки – маркер начала XXI века.
Этим, на мой взгляд, разработчики – умышленно или нет – попали “в нужное время в нужное место”. Неизменным остается одно: киса несется изо всех сил, оставаясь на месте. Кэролловская формула работает, исходя из социологической логики и вопреки сменяемости декораций, целей и способов их достижения. То есть, что бы ты ни делал и каких бы успехов ни добился – все равно останешься на том же месте.
Эта метафора топтания/бега/прыгания на месте – очень про человека. Особенно очень про современного человека. И ни спрятаться, ни скрыться: будь добр, дружок, топчись.
Возможно, мне не удалось найти какую-то хитрую комбинацию бутылок, кристаллов и кто-его-знает-чего-еще. Но, быть может, мы действительно обречены на бесконечный бег в кропотливо выстроенных декорациях?
-
Alina